Перейти к содержанию

9 секунд в 19 лет.


makcumka82

3 834 просмотра

Это современный корвет проекта 20380.

Picture background

 

Корвет носит имя: "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжепов".

Военно-морской флаг поднят 25 декабря 2020 года во Владивостоке.

 

Кто такой Алдар Цыденжепов?

Обычный матрос. Машинист котельной команды машинно-котельной группы дивизиона движения электромеханической боевой части эскадренного миноносца «Быстрый» соединения ракетных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота (ТОФ).

Picture background

 

Спойлер

Эсминец "Быстрый"

Picture background

Редкой красоты боевой корабль.

 

Как, будучи матросом-машинистом, стать единственным, кто в мирное время в надводных силах ВМФ РФ был удостоен звания Героя России?

И ещё чтобы твоим именем назвали новейший корвет.

 

В ноябре 2009 года Алдар Цыденжапов поступил на срочную службу и был направлен в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, которая дислоцировалась в городе Фокино (Приморский край).

Утром 24 сентября 2010 года экипаж эсминца «Быстрый», в том числе Алдар Цыденжапов, находился на борту и готовился к переходу на Камчатку.

Корабль находился в двухчасовой готовности к выходу в море с введенными в действие носовой машинно-котельной установкой и главным котлом корабля.

В тот момент на его борту было около 300 членов экипажа.

При подготовке к выходу в море, произошёл прорыв топливопровода в машинном отделении. Первым кто обнаружил повреждение был несший вахту в отсеке Цыденжапов.

Тут же, в результате короткого замыкания, в машинном отделении вспыхивает пожар.

Времени на принятия решения у Алдара не было. Примерно 9 секунд, находясь в эпицентре пожара, он перекрывал подачу топлива.

 

После устранения утечки Алдар с сильнейшими ожогами смог самостоятельно выбраться из машинного отделения, охваченного пламенем.

Подоспевшие товарищи оказали ему неотложную медицинскую помощь, а после Алдара доставили в госпиталь Тихоокеанского флота, расположенный во Владивостоке.

4 дня врачи боролись за жизнь его жизнь, однако 28 сентября молодой человек скончался, так и не приходя в сознание. До дембеля оставалось 4 недели.

 

Цитата

Из статьи Комсомольской правды:

Алдар Цыденжапов знал свои обязанности назубок, но приступить к ним толком не успел. Через 10 минут после заступления на вахту раздалось…

- Внимание, аварийная тревога! – срывая голос на палубе, закричал один из офицеров. – Пожар в носовом машинном отделении!

То, что на огромном эсминце, начиненным боеприпасами, через мгновение может произойти одна из самых страшных катастроф в истории военно-морского флота страны, в тот момент еще никто не осознавал…

- Когда цистерна заполнилась топливом, матрос, что замерял количество мазута, набросил крышку, но, не закрутив ее, побежал к сослуживцу дать указание закрыть насос, - продолжает Владимир Пискайкин. - В этот момент цистерна переполнилась и под давлением мазут выдавило. Топливо стало распыляться по отсеку, где нес вахту Алдар.

 

Парень понимал – нельзя терять ни секунды! Если не перекрыть клапан и не остановить утечку мазута, мощный взрыв уничтожит судно, а заодно и всех, кто на нем.

- Топливо попало на Алдара… - продолжает Владимир Пискайкин. - А из-за искры в плафоне вся эта мазутная взвесь загорелась. Парень оказался в шаре огня… Но пламя окутало не одежду, а тело... Из-за 50-градусной жары в отсеке, матросы несли вахту в нижнем белье. Иначе там находиться невозможно.

И Алдар Цыденжапов, вспыхнув как факел, не спасался бегством, а выполнил свой долг. До конца…

- Он перекрыл вентиль, - говорит Владимир Пискайкин. – Я лично проверял, чтобы закрыть клапан без помех, нужно сделать 9 оборотов, что занимает 9 секунд. Алдар закрыл его до самого упора. При этом он продолжал заживо гореть… Когда утечку топлива удалось ликвидировать, Алдару еще хватило сил выбраться. Уходя из отсека, он упал в мазут, но сумел подняться и выйти на верхнюю палубу.

- Он даже не кричал… - у Эдуарда срывается голос. – Когда мы шли в медблок, причем он шел сам, без помощи, я увидел, как у него прямо на ходу слазит кожа и стелется следом по палубе. Не обгорело только лицо… Во время пожара он закрывал его руками.

 

В медкабинете Алдар Цыденжапов находился в сознании, успел поговорить с врачами.

- Эта сцена мне до сих пор снится в кошмарах. Он сказал: «Мне же через два месяца ехать домой»… - продолжает Эдуард Кононенко.

Матроса Цыденжапова с ожогами почти 100% тела вертолетом доставили в госпиталь Владивостока. Там врачи ввели парня в медикаментозный сон, чтобы он не умер от адской боли. Вечером того же дня о случившемся сообщили родителям матроса. Пока мать с отцом ждали первого поезда во Владивосток, в их дом бесконечно шли родные и соседи. Алдара в поселке знали все. Верили, что героя, который пожертвовал собой ради других, обязательно спасут. Люди несли родителям в дорогу деньги, кто сколько может.

- Нам сказали, что у сына почти 100% ожоги, - вытирая слезы, говорит Билигма Цыденжапова. – Я медик, понимала, что это значит. Ехала и молилась, чтобы Алдарка только дождался нас…

И Алдар Цыденжапов дождался. Но матери взглянуть на сына медики не разрешили. Боялись, не выдержит сердце. А отца допустили – правда, он увидел Алдара через окно палаты. Открыто у парня было только лицо, не обожженное адским пламенем. Он еще дышал.

 

- Если бы Алдар не закрыл клапан, пар просто разорвал котел в клочья, - объясняет Владимир Пискайкин. – Над котлом, на верхней палубе, находятся торпедные аппараты. Они были загружены боевыми торпедами с боезапасами. После взрыва котла сдетонировали бы торпеды. И тогда мог произойти такой взрыв, который уничтожил не только эсминец «Быстрый» со всем экипажем, но и рядом стоящие корабли.

 

Так Алдар спас почти 300 человек экипажа и боевой корабль от разрушений, которые могли стать причиной его полного уничтожения.

 

5 октября гроб с телом Алдара в сопровождении офицеров и матросов доставили в его родной поселок Агинское.

На следующий день по бурятской традиции приглашенным ламой был проведен обряд перерождения души, а затем состоялась церемония похорон.

 

Кроме Алдара при аварии пострадали ещё 4 матроса, но они остались в живы.

 

2.jpg

 

862d43es-960.jpg

 

4.jpg

 

7.jpg

 

image.png

 

 

Про судебные разбирательства и причины трагедии

Цитата

Причиной гибели Алдара Цыденжапова стала халатность офицера

Тихоокеанский флотский военный суд установил подробные обстоятельства гибели Героя России Алдара Цыденжапова. Виновным в халатности, повлекшей по неосторожности смерть матроса из Забайкальского края, был признан командир живучести эсминца «Быстрый» капитан 3 ранга А.С. Шинкаренко, сообщается в газете «Красная звезда» от 18 января. Суд приговорил офицера к 1,5 годам колонии-поселения.

Кассацию не удовлетворили

6 июня 2011 года уголовное дело по обвинению капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, было направлено для рассмотрения по существу в Фокинский гарнизонный военный суд. Им 7 июля 2011 года по результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Шинкаренко признан виновным в инкриминированном ему деянии и осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

Позже Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационные жалобы осуждённого и его защитника на незаконность приговора, признал, что действия Шинкаренко судом квалифицированы правильно и своим кассационным определением оставил вышеуказанный приговор без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Виновный знал о неисправности

По данным следствия, причиной возгорания на эсминце стал выплеснувшийся из расходной цистерны мазут, который протёк через пайолу вниз и попал на проводку и лампочку электроосвещения помещения носового машинно-котлового отделения и в результате короткого замыкания воспламенился.

Командир корабля Огнев и его старший помощник Петрачков показали, что за топливную систему корабля отвечает командир живучести корабля капитан 3 ранга Шинкаренко, назначенный на эту должность 6 июля 2007 года и имеющий большой опыт службы в занимаемой воинской должности.

Эксперты подтвердили, что неисправность (негерметичность) измерительной втулки и явилась причиной разлива топлива. Командир трюмной группы корабля Иванисеня пояснил, что об этих фактах утечки мазута он докладывал командиру дивизиона живучести корабля Шинкаренко, а также – о необходимости ремонта крышки футштока этой цистерны, у которой внутри появилась механическая неисправность: резьба частично сорвана, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, обеспечивающая герметичность. Кроме того, в его присутствии задачу выявить и устранить неполадку перед Шинкаренко ставил командир электромеханической боевой части корабля Козачук.

Исполнявший обязанности командира дивизии капитан 1 ранга Сапрыкин подтвердил факт поступления ему 23 сентября 2010 года доклада Огнева о готовности «Быстрого» к выходу в море. Несмотря на это, утром следующего дня в носовом машинно-котловом отделении возник пожар.

Алдар четко выполнил инструкции

В дальнейшем было неоспоримо установлено, что матрос Цыденжапов в той обстановке чётко выполнил предписанные в таких ситуациях обязанности по обесточиванию вверенного ему поста и только затем эвакуировался в безопасное место. Как показало в дальнейшем предварительное следствие, в помещении размером 2х2 метра пожар распространился мгновенно, поэтому и девяти секунд, которых смелому матросу хватило, чтобы выполнить положение, оказалось в той обстановке слишком много.

Проведённым впоследствии посмертным судебно-медицинским исследованием Алдара Цыденжапова выявлено около 100% термических ожогов пламенем. Судмедэкспертами было также отмечено наличие копоти на слизистой оболочке языка, ротовой полости, гортани, трахеи и бронхов, свидетельствовавших о том, что герой находился в атмосфере горения и там дышал.

Равнодушие порождает место для подвига

При знакомстве с материалами в отношении Шинкаренко А.С. бросились в глаза слова одного из свидетелей о том, что о протечках мазута обвиняемый знал, видел, их, однако о данных обстоятельствах никому не доложил и причины не выяснял, т.к. за топливную систему он не отвечает. Вот на этой благодатной ниве равнодушия, с одной стороны, процветают расхлябанность, халатность, а с другой – возникает необходимость чьего-то подвига.

... Россия в ХХ веке потеряла немало крупных кораблей: «Императрица Мария», «Пересвет», «Новороссийск», «Комсомолец», «Курск». Все они нашли свой печальный конец либо во время войны вдали от морских сражений, либо в мирное время. Эсминец «Быстрый» мог бы войти в этот скорбный список. Но спас его и триста своих сослуживцев 19-летний парень, ставший первым моряком-надводником, получившим звание Героя России в мирное время.

 

 

11 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Цитата

В период с января по 24 сентября 2010 года Шинкаренко, являясь командиром дивизиона живучести электромеханической боевой части корабля, получил от командира электромеханической боевой части корабля приказание выяснить причины разлива топлива из измерительной трубки (футштока) топливной цистерны № 12. После этого от командира трюмной группы корабля Шинкаренко поступил доклад о том, что измерительная втулка от измерительной трубки топливной цистерны № 12 до конца не закручивается, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, вследствие чего не обеспечивается герметичность закрытия измерительной трубки трубы цистерны № 12.

 

Шинкаренко в нарушение требований статьи 255 Корабельного устава ВМФ и статей 19 и 45 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, имея реальную возможность устранить неисправность футштока топливной цистерны № 12, зная о том, что такая неисправность в случае переполнения цистерны может привести к пожару, не принял всех зависящих от него мер к ликвидации выявленной неисправности, самоустранился от руководства ремонтом, выполняемым личным составом дивизиона живучести, не проявил разумную инициативу для выполнения поставленной задачи и не доложил командиру электромеханической боевой части корабля об обстоятельствах, влияющих на исполнение должностных обязанностей и послуживших причиной предыдущих разливов топлива из футштока топливной цистерны № 12.

Являясь командиром дивизиона живучести, получив приказ от непосредственного начальника - командира БЧ-5 на устранение неисправности, неисправность не устранил, о результатах работы по команде не доложил. Это самый первый виновник аварии.

 

Второй вопрос у меня, ответ на который наверняка существует, но его надо искать, заключается в следующем:

Перед выходом все командиры БЧ докладывают (не помню, но ЕМНИП старпому) о готовности "БЧ-такая-то к бою и походу готова"

Соответственно, чтобы доложить такое на мостик, командир БЧ-5 был обязан принять аналогичные доклады от командиров дивизионов.

И если комдив-три Шинкаренко, доложил, что неисправность устранена, то он и является единственным виновником. 

Вопрос же в том, что "с января по 24 сентября 2010 года" (в течение ВОСЬМИ месяцев) на корабле имелась потенциально аварийная неисправность, которую нерадивый Шинкаренко никак не мог устранить.

Соответственно, Я УВЕРЕН, что командир БЧ-5 задачу на её устранение в течение этого времени ставил неоднократно.

И в конце концов, по моему разумению, таки должен был лично убедиться в её устранении.

 

Но, то моя теория. Потому что после команды "Большой сбор", инструктажа, следует команда "По местам стоять", и таки все разбегаются по штатному расписанию и занимают предписанные места. На мостик следует доклад: «Личный со­став БЧ-такой-то по приготовлению на местах.»

И далее только личная дисциплинированность и ответственность за своё заведование.

И поступившим докладам, в том числе о исправности и готовности материальной части безоговорочно доверяют.

 

Флот - это такая штука где коллективной ответственности очень мало.

Ссылка на комментарий
1 минуту назад, SilentSmart сказал:

Нене, я про то, что "командир живучести" живучесть то и просрал, если бы не наш герой.

Нет такого "командира живучести эсминца", для начала.

Есть БЧ - боевые части, далее в порядке подчинённости > дивизионы > группы/батареи > команды > отделения.

 

В масштабах корабля за живучесть отвечают: Командир > Старпом > Помощник > Командир электромеханической боевой части (БЧ-5. Это как раз место пожара) > Командир дивизиона живучести (трюмной группы, находящейся в подчинении командира БЧ-5. Это наш антигерой) > Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб отвечают за БЗЖ в своём заведовании.

Видно, что "командир живучести эсминца" - это командир трюмной группы.

 

Строго говоря, живучесть он как раз не просрал.

Потому что находящийся в его подчинении матрос Алдар Цыденжепов к борьбе за живучесть был подготовлен на отлично и выполнил, всё что требует от него Руководство по борьбе за живучесть.

А просрал он исправность вверенной ему материальной части, не выполнив надлежащим образом её ремонт.

 

Из материалов дела: 

Цитата

 

Шинкаренко, являясь командиром дивизиона живучести электромеханической боевой части корабля, получил от командира электромеханической боевой части корабля приказание выяснить причины разлива топлива из измерительной трубки (футштока) топливной цистерны № 12.

 

После этого от командира трюмной группы корабля Шинкаренко поступил доклад о том, что измерительная втулка от измерительной трубки топливной цистерны № 12 до конца не закручивается, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, вследствие чего не обеспечивается герметичность закрытия измерительной трубки трубы цистерны № 12.

 

 

Что мы читаем?

Что Шинкаренко будучи комдивом-три получил приказ найти причину утечки.

Нашёл её.

Но будучи также командиром трюмной группы (читай: командиром дивизиона входящего в БЧ-5), обязан был не только доложить о неисправности, но и устранить её

Цитата

Обязан:

- ... и руководить ремонтом, выполняемым личным составом дивизиона;

- при обнаружении неисправности ... технических средств, немедленно докладывать командиру боевой части (это он сделал) и принимать все зависящие от него меры к ликвидации обнаруженных неисправностей (а на это он забил);

 

Ссылка на комментарий

С 26 сентября в кинотеатрах стартует экшен-драма «9 секунд» с Дмитрием Певцовым и Бато Шойнжоновым в главных ролях.

Фильм основан на реальном подвиге 19-летнего матроса Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова, который в 2010 году, благодаря своему мужеству, спас 348 членов экипажа легендарного эсминца «Быстрый»

 

https://www.kinopoisk.ru/film/5404798/

 

трейлер по ссылке ^ или на Рутюбе:
https://rutube.ru/video/8aaee08131f5d5c101016a2b937378ee/

Ссылка на комментарий

 

Конечно надо понимать, что огромная часть фильма - это будет вымысел, но после столь прекрасно подготовленного интересного рассказал от Макса - очень интересно посмотреть. И очень хорошо, что таким образом чтут память героев.

Ссылка на комментарий
5 часов назад, Moelders сказал:

Я бы с удовольствием еще что-нибудь про флот почитал от Макса) Интересная тема. 

Скачай сборник Александра Покровского и будет тебе счастье. 

Кстати, фильм "72 метра" снят по его произведениям.

Ссылка на комментарий
5 часов назад, Moelders сказал:

Спасибо. 

Не менее интересно было читать комментарии и пояснения. 

 

Я бы с удовольствием еще что-нибудь про флот почитал от Макса) Интересная тема. 

Полистай бложек - тут есть ещё несколько записей про флот. А я пока что-нибудь ещё напишу) 

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...

Важная информация

Используя данный сайт, Вы соглашаетесь с положением Условия использования.