9 секунд в 19 лет.
Это современный корвет проекта 20380.
Корвет носит имя: "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжепов".
Военно-морской флаг поднят 25 декабря 2020 года во Владивостоке.
Кто такой Алдар Цыденжепов?
Обычный матрос. Машинист котельной команды машинно-котельной группы дивизиона движения электромеханической боевой части эскадренного миноносца «Быстрый» соединения ракетных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота (ТОФ).
Эсминец "Быстрый"
Редкой красоты боевой корабль.
Как, будучи матросом-машинистом, стать единственным, кто в мирное время в надводных силах ВМФ РФ был удостоен звания Героя России?
И ещё чтобы твоим именем назвали новейший корвет.
В ноябре 2009 года Алдар Цыденжапов поступил на срочную службу и был направлен в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, которая дислоцировалась в городе Фокино (Приморский край).
Утром 24 сентября 2010 года экипаж эсминца «Быстрый», в том числе Алдар Цыденжапов, находился на борту и готовился к переходу на Камчатку.
Корабль находился в двухчасовой готовности к выходу в море с введенными в действие носовой машинно-котельной установкой и главным котлом корабля.
В тот момент на его борту было около 300 членов экипажа.
При подготовке к выходу в море, произошёл прорыв топливопровода в машинном отделении. Первым кто обнаружил повреждение был несший вахту в отсеке Цыденжапов.
Тут же, в результате короткого замыкания, в машинном отделении вспыхивает пожар.
Времени на принятия решения у Алдара не было. Примерно 9 секунд, находясь в эпицентре пожара, он перекрывал подачу топлива.
После устранения утечки Алдар с сильнейшими ожогами смог самостоятельно выбраться из машинного отделения, охваченного пламенем.
Подоспевшие товарищи оказали ему неотложную медицинскую помощь, а после Алдара доставили в госпиталь Тихоокеанского флота, расположенный во Владивостоке.
4 дня врачи боролись за жизнь его жизнь, однако 28 сентября молодой человек скончался, так и не приходя в сознание. До дембеля оставалось 4 недели.
ЦитатаИз статьи Комсомольской правды:
Алдар Цыденжапов знал свои обязанности назубок, но приступить к ним толком не успел. Через 10 минут после заступления на вахту раздалось…
- Внимание, аварийная тревога! – срывая голос на палубе, закричал один из офицеров. – Пожар в носовом машинном отделении!
То, что на огромном эсминце, начиненным боеприпасами, через мгновение может произойти одна из самых страшных катастроф в истории военно-морского флота страны, в тот момент еще никто не осознавал…
- Когда цистерна заполнилась топливом, матрос, что замерял количество мазута, набросил крышку, но, не закрутив ее, побежал к сослуживцу дать указание закрыть насос, - продолжает Владимир Пискайкин. - В этот момент цистерна переполнилась и под давлением мазут выдавило. Топливо стало распыляться по отсеку, где нес вахту Алдар.
Парень понимал – нельзя терять ни секунды! Если не перекрыть клапан и не остановить утечку мазута, мощный взрыв уничтожит судно, а заодно и всех, кто на нем.
- Топливо попало на Алдара… - продолжает Владимир Пискайкин. - А из-за искры в плафоне вся эта мазутная взвесь загорелась. Парень оказался в шаре огня… Но пламя окутало не одежду, а тело... Из-за 50-градусной жары в отсеке, матросы несли вахту в нижнем белье. Иначе там находиться невозможно.
И Алдар Цыденжапов, вспыхнув как факел, не спасался бегством, а выполнил свой долг. До конца…
- Он перекрыл вентиль, - говорит Владимир Пискайкин. – Я лично проверял, чтобы закрыть клапан без помех, нужно сделать 9 оборотов, что занимает 9 секунд. Алдар закрыл его до самого упора. При этом он продолжал заживо гореть… Когда утечку топлива удалось ликвидировать, Алдару еще хватило сил выбраться. Уходя из отсека, он упал в мазут, но сумел подняться и выйти на верхнюю палубу.
- Он даже не кричал… - у Эдуарда срывается голос. – Когда мы шли в медблок, причем он шел сам, без помощи, я увидел, как у него прямо на ходу слазит кожа и стелется следом по палубе. Не обгорело только лицо… Во время пожара он закрывал его руками.
В медкабинете Алдар Цыденжапов находился в сознании, успел поговорить с врачами.
- Эта сцена мне до сих пор снится в кошмарах. Он сказал: «Мне же через два месяца ехать домой»… - продолжает Эдуард Кононенко.
Матроса Цыденжапова с ожогами почти 100% тела вертолетом доставили в госпиталь Владивостока. Там врачи ввели парня в медикаментозный сон, чтобы он не умер от адской боли. Вечером того же дня о случившемся сообщили родителям матроса. Пока мать с отцом ждали первого поезда во Владивосток, в их дом бесконечно шли родные и соседи. Алдара в поселке знали все. Верили, что героя, который пожертвовал собой ради других, обязательно спасут. Люди несли родителям в дорогу деньги, кто сколько может.
- Нам сказали, что у сына почти 100% ожоги, - вытирая слезы, говорит Билигма Цыденжапова. – Я медик, понимала, что это значит. Ехала и молилась, чтобы Алдарка только дождался нас…
И Алдар Цыденжапов дождался. Но матери взглянуть на сына медики не разрешили. Боялись, не выдержит сердце. А отца допустили – правда, он увидел Алдара через окно палаты. Открыто у парня было только лицо, не обожженное адским пламенем. Он еще дышал.
- Если бы Алдар не закрыл клапан, пар просто разорвал котел в клочья, - объясняет Владимир Пискайкин. – Над котлом, на верхней палубе, находятся торпедные аппараты. Они были загружены боевыми торпедами с боезапасами. После взрыва котла сдетонировали бы торпеды. И тогда мог произойти такой взрыв, который уничтожил не только эсминец «Быстрый» со всем экипажем, но и рядом стоящие корабли.
Так Алдар спас почти 300 человек экипажа и боевой корабль от разрушений, которые могли стать причиной его полного уничтожения.
5 октября гроб с телом Алдара в сопровождении офицеров и матросов доставили в его родной поселок Агинское.
На следующий день по бурятской традиции приглашенным ламой был проведен обряд перерождения души, а затем состоялась церемония похорон.
Кроме Алдара при аварии пострадали ещё 4 матроса, но они остались в живы.
Про судебные разбирательства и причины трагедии
ЦитатаПричиной гибели Алдара Цыденжапова стала халатность офицера
Тихоокеанский флотский военный суд установил подробные обстоятельства гибели Героя России Алдара Цыденжапова. Виновным в халатности, повлекшей по неосторожности смерть матроса из Забайкальского края, был признан командир живучести эсминца «Быстрый» капитан 3 ранга А.С. Шинкаренко, сообщается в газете «Красная звезда» от 18 января. Суд приговорил офицера к 1,5 годам колонии-поселения.
Кассацию не удовлетворили
6 июня 2011 года уголовное дело по обвинению капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, было направлено для рассмотрения по существу в Фокинский гарнизонный военный суд. Им 7 июля 2011 года по результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Шинкаренко признан виновным в инкриминированном ему деянии и осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Позже Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационные жалобы осуждённого и его защитника на незаконность приговора, признал, что действия Шинкаренко судом квалифицированы правильно и своим кассационным определением оставил вышеуказанный приговор без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Виновный знал о неисправности
По данным следствия, причиной возгорания на эсминце стал выплеснувшийся из расходной цистерны мазут, который протёк через пайолу вниз и попал на проводку и лампочку электроосвещения помещения носового машинно-котлового отделения и в результате короткого замыкания воспламенился.
Командир корабля Огнев и его старший помощник Петрачков показали, что за топливную систему корабля отвечает командир живучести корабля капитан 3 ранга Шинкаренко, назначенный на эту должность 6 июля 2007 года и имеющий большой опыт службы в занимаемой воинской должности.
Эксперты подтвердили, что неисправность (негерметичность) измерительной втулки и явилась причиной разлива топлива. Командир трюмной группы корабля Иванисеня пояснил, что об этих фактах утечки мазута он докладывал командиру дивизиона живучести корабля Шинкаренко, а также – о необходимости ремонта крышки футштока этой цистерны, у которой внутри появилась механическая неисправность: резьба частично сорвана, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, обеспечивающая герметичность. Кроме того, в его присутствии задачу выявить и устранить неполадку перед Шинкаренко ставил командир электромеханической боевой части корабля Козачук.
Исполнявший обязанности командира дивизии капитан 1 ранга Сапрыкин подтвердил факт поступления ему 23 сентября 2010 года доклада Огнева о готовности «Быстрого» к выходу в море. Несмотря на это, утром следующего дня в носовом машинно-котловом отделении возник пожар.
Алдар четко выполнил инструкции
В дальнейшем было неоспоримо установлено, что матрос Цыденжапов в той обстановке чётко выполнил предписанные в таких ситуациях обязанности по обесточиванию вверенного ему поста и только затем эвакуировался в безопасное место. Как показало в дальнейшем предварительное следствие, в помещении размером 2х2 метра пожар распространился мгновенно, поэтому и девяти секунд, которых смелому матросу хватило, чтобы выполнить положение, оказалось в той обстановке слишком много.
Проведённым впоследствии посмертным судебно-медицинским исследованием Алдара Цыденжапова выявлено около 100% термических ожогов пламенем. Судмедэкспертами было также отмечено наличие копоти на слизистой оболочке языка, ротовой полости, гортани, трахеи и бронхов, свидетельствовавших о том, что герой находился в атмосфере горения и там дышал.
Равнодушие порождает место для подвига
При знакомстве с материалами в отношении Шинкаренко А.С. бросились в глаза слова одного из свидетелей о том, что о протечках мазута обвиняемый знал, видел, их, однако о данных обстоятельствах никому не доложил и причины не выяснял, т.к. за топливную систему он не отвечает. Вот на этой благодатной ниве равнодушия, с одной стороны, процветают расхлябанность, халатность, а с другой – возникает необходимость чьего-то подвига.
... Россия в ХХ веке потеряла немало крупных кораблей: «Императрица Мария», «Пересвет», «Новороссийск», «Комсомолец», «Курск». Все они нашли свой печальный конец либо во время войны вдали от морских сражений, либо в мирное время. Эсминец «Быстрый» мог бы войти в этот скорбный список. Но спас его и триста своих сослуживцев 19-летний парень, ставший первым моряком-надводником, получившим звание Героя России в мирное время.
11 Comments
Recommended Comments