Вкус языка
Я сейчас всё больше классическую русскую литературу читаю, великих писателей. Всё то, что в школе не читал, потому как раззвиздяй и троечник. Всё, что осилил в школе: Отцы и дети - это понятно бунтующий юный организм идущий против системы, нигилизм и противопоставление поколений; потом ещё Евгений Онегин - в это я просто влюбился и перечитывал потом неоднократно и даже сыну на ночь читал; а третье это Мастер и Маргарита - тут просто без комментариев. Но в оправдание себе тогдашнему, я теперешний говорю: Что можно понять в Карениной в 15 лет? Что вынести? И право, ведь это совсем не детская литература.
И вот теперь я созрел. Не скажу что дойду когда-нибудь до Войны и мира, но школьную программу, по-хорошему, надо бы осилить.
"- Ну что ж, поедешь нынче вечером к нашим, к Щербацким то есть? - сказал он, отодвигая пустые шершавые раковины, придвигая сыр и значительно блестя глазами."
Как вкусно написано! "Значительно блестя глазами". Я восхищаюсь. В том, старом языке слова соединяются с совершенным изяществом и благородством. Сейчас такое редко где увидишь. А тот язык, кажется можно трогать.
Или вот это:
"- Были, ma chere. Они нас звали с мужем обедать, и мне сказали, что соус на этом обеде стоил тысячу рублей, - громко говорила княгиня Мягкая, чувствуя, что все её слушают, - и очень гадкий соус, что-то зелёное. Надо было их позвать, и я сделала соус на восемьдесят пять копеек, и все были очень довольны. Я не могу делать тысячерублёвых соусов.
Вот где красота! Изящество. И вместе с тем простота построения фразы. Кстати, есть что-то схожее с "я не могу в тысячерублёвый соус".
Отдельно хотелось бы выделить описание быта и развлечений того времени. У Толстого это вообще конёк:
"И между ними составилось что-то вроде игры, стоящей в том, чтобы как можно ближе сидеть подле тети, дотрагиваться до нее, держать ее маленькую руку, целовать ее, играть с ее кольцом или хоть дотрагиваться до оборки ее платья"
Как скучно мы живём! Подумать только! "Хоть дотрагиваться до оборки". Всего лишь навсего...
Но иногда, встречается такие несуразицы:
"В этот день было несколько скачек: - скачка конвойных, потом двухвёрстная офицерская, четырёхверстная и та скачка, в которой он скакал. К своей скачке он мог поспеть, но если он поедет к Брянскому, то он только так приедет, и приедет, когда уже будет весь двор."
В одном предложении пять раз повторяется слово "скачка", а потом ещё трижды подряд "приедет". Богатый русский язык, в руках великого писателя. Там где-то ещё есть про знаменитого доктора и местного доктора. Тоже очень красочно и многословно описано. "Филигранное" владение языком. То есть это мы сейчас говорим о богатстве русского языка, а тогда, выходит, он и не был столь богат, хотя и был красочен.
Или ещё:
"Вслед за доктором, отнявшим так много времени, явился знаменитый путешественник, и Алексей Александрович, пользуясь только что прочитанной брошюрой и своим прежним знанием этого предмета, поразил путешественника глубиною знания предмета и широтою просвещенного взгляда"
Это глубина проработки сюжета и посвящение в него читателя. Знаменитый путешественник. Знание предмета. Просвещённый взгляд. Толстой. Nuff said.
Уже почти разочарован, ведь ждал омута. Бездонного омута красок, эмоций, образов, персонажей, ситуаций. А получаешь знание предмета и знаменитого доктора. Но потом находишь нечто такое и прощаешь буквально все огрехи, за которые ранее зацепился взгляд:
"На другой день по их приезде пошёл проливной дождь, и ночью потекло в коридоре и в детской, так что кроватки перенесли в гостиную. Кухарки людской не было; из девяти коров оказались, по словам скотницы, одни тельные, другие первым телёнком, третьи стары, четвёртые тугосиси; ни масла, ни молока даже детям недоставало. Яиц не было. Курицу нельзя было достать; жарили и варили старых,лиловых, жилистых петухов. Нельзя было достать баб, чтобы вымыть полы, - все были на картошках. Кататься нельзя было, потому что одна лошадь заминалась и рвала в дышле. Купаться было негде, - весь берег реки был истоптан скотиной и открыт с дороги; даже гулять нельзя было ходить, потому что скотина входила в сад через сломанный забор, и был один страшный бык, который ревел и потому, должно быть, бодался. Шкафов для платья не было. Какие были, те не закрывались и сами открывались, когда проходили мимо их. Чугунов и корчаг не было; котла для прачечной и даже гладильной доски для девичьей не было."
Написано так, словно сам приехал на такую дачу в 19 веке, а там натуральная разруха. Словно это у тебя дома кавардак, тугосисие коровы и нечем кормить детей. И вот кто так же сейчас напишет? Да никто... Нет таких нынче.
35 Комментариев
Рекомендуемые комментарии